Согласно учению бахаи, цель человеческого существования заключается в познании Бога и приближении к Нему. Но, с другой стороны, Бог — Творец всего сущего и Средоточие всех возможных совершенств в бесконечной степени — настолько превознесён надо всем творением, что ограниченному человеческому сознанию никогда не познать Его в полной мере.

Бахаулла пишет: «Врата знания о Предвечном всегда были и будут закрыты пред лицом людей. Человеческому пониманию никогда не достичь святой обители Его».

Наше познание любых вещей ограничивается познанием их свойств, а не сути. И в этом смысле мы можем в некоей ограниченной мере познать Бога, так как всё в мире, кроме Него, есть Его творение и, следовательно, несёт на себе Его отпечаток. Чем более сложен и совершенен предмет, тем в большей степени в нём явлены Божественные свойства. В максимальной степени эти свойства проявлены в человеке (недаром в Библии написано, что человек создан по образу и подобию Божию), а в особенности — в посредниках между Богом и человечеством, Его Посланниках, называемых в Писаниях Бахаи также Пророками и Явителями (Богоявлениями):

«Сие в высшей степени справедливо по отношению к человеку... Ибо в нём сокрыты все качества и имена Божии в той мере, кою не превзошло и не превысило ни одно другое создание... Человек, благороднейшее и совершеннейшее изо всех творений, превосходит всякое из них мерой сего откровения и наиболее полно выражает его славу. А из всех людей самые совершенные, выдающиеся и превосходные суть Явления Солнца Истины» («Крупицы из Писаний Бахауллы», ХС).

Таким образом, для людей познание Бога означает познание Его Явителей. Поскольку лишь немногим дано лично общаться с Явителями, для большинства путь к Богу лежит через следование Божественным учениям, которые оставляют после Себя эти Пророки.

Следует отметить, что в учении Бахаи говорится о двух категориях пророков. «Независимые» (великие) Пророки, или собственно Явители — такие как Бахаулла, Баб, Мухаммад, Иисус Христос, Моисей, Авраам, Будда, Заратуштра, Кришна — приходили в этот мир изначально совершенными. Они подобны идеальным зеркалам, отражающим сущность Бога в максимальной степени, доступной людскому восприятию; вот почему Каждый из Них мог с полным правом заявить: «Я и Отец — одно», «Никто не приходит к Отцу, кроме как чрез Меня» и «Я есмь Бог».

Между Явителями существуют большие внешние различия — в телесном облике, земной жизни, характере данного Им Откровения; но все Они в равной мере являли Собой Божественные свойства и качества, поскольку един дух Божий, проявившийся в Них, а принесённые Ими учения — это составляющие единого последовательного процесса духовного воспитания человечества; поэтому нельзя ставить кого-либо из Них выше прочих.

«Благодаря сему положению Они утверждали, наряду с прочим, что через них вещает Глас Божества, и благодаря Их положению Посланничества объявляли Себя Посланниками Бога. Всякий раз изрекали Они то, что подобало требованиям обстоятельств, и все сии утверждения относили к Себе,— утверждения, кои охватывают как царство Божественного Откровения, так и царство творения, как сферу Божественности, так и сферу земного существования. Посему все Их слова, речённые ли от царства Божества, Господства, Пророчества, Посланничества, Хранительства, Апостольства или же от царства Служения, верны без тени сомнения» (Бахаулла, «Китаб-и-Иган»).

Вторая категория пророков — «малые» или «зависимые» пророки — это обычные люди, которые вдохновлены Богом для выполнения определённой миссии, ограниченной рамками учения, явленного в мир Великим Явителем. Примерами таких пророков можно считать библейских Исайю или Даниила.