Духовность и повседневность

Бахаи не считают, что духовность должна подразумевать «уход от мира». Воздействие религии на повседневную жизнь должно приводить не к отказу от мирского, а к одухотворению и гармонизации всей нашей деятельности в этом мире. Цель нашей жизни — познание Бога и приближение к Нему, а средства для этого — правильное и подлинное использование всех возможностей, которые Он даровал нам.

«Все люди сотворены для того, чтобы двигать вперёд вечно развивающуюся цивилизацию. Всемогущий Мне свидетель: поступать подобно диким зверям недостойно человека».

«Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу» («Крупицы из Писаний Бахауллы», CIX, СХХII).

Поэтому в учении бахаи запрещены праздность и нищенство, монашество и нарочитый аскетизм. Служение Богу реализуется через служение человечеству, так что даже обычный повседневный труд в рамках нашей профессии — если он приносит пользу людям — рассматривается как богослужение и одно из средств духовного роста.

«О слуги Мои! Вы — древа сада Моего; должно вам приносить благие и дивные плоды, дабы и вы сами, и другие могли воспользоваться ими… Бесплодные деревья всегда были и будут годны лишь для огня» (Бахаулла, «Сокровенные Слова»).

Таким образом, бахаи — «нормальные» с обыденной точки зрения люди: работают, учатся, заводят семьи (без ограничений, связанных с религиозной, национальной или расовой принадлежностью), они открыты всем людям и не делят никого на «своих» и «чужих», не носят особых одежд или отличительных знаков; просто они стараются придать всем своим действиям в жизни духовную направленность. Это естественно, потому что человек — существо духовное, его душа создана по образу и подобию Божиему, потенциально заключая в себе все качества, присущие Богу (конечно, с учётом изначальной ограниченности нашего существа). Раскрывая и развивая в себе эти качества, мы приближаемся к нашему Творцу. Земная жизнь, таким образом, является кратким, но очень важным этапом нашего бесконечного пути к Богу — важным, потому что здесь нас постигают трудности и испытания, в преодолении которых мы взращиваем свой дух.

«Мир иной столь же отличен от сего мира, сколь сей мир непохож на окружение ребёнка, пребывающего в утробе матери» («Крупицы из Писаний Бахауллы», LXXXI).

«О сын человеческий! Бедствия Мои — Моё провидение: по видимости они — огнь и возмездие, но сокрыты в них свет и милосердие. Поспеши же к ним, дабы стать тебе вечным светом и бессмертным духом» (Бахаулла, «Сокровенные Слова»).

 

Миссия

В жизни бахаи есть одна особая составляющая. Она проистекает из миссии Откровения Бахауллы, явленного, чтобы наконец объединить человечество и преобразовать нашу цивилизацию разрушения, насилия и конфликтов в цивилизацию духовности, единства и мира — то есть построить Царствие Божие на земле, обетованное в предыдущих Откровениях. Это Царствие не будет даровано нам в готовом виде — Бог устроил мир так, что его подлинные блага мы получаем, прилагая для этого собственные усилия, проявляя свою свободную волю и самостоятельно делая нравственный выбор. И вместо того, чтобы дать нам «готовый продукт», Бог дал нам средства и «инструкцию» по его изготовлению — Откровение Бахауллы.

Бахаи знают, что преобразование мира возможно и достижимо, и они действуют. Можно сказать, что пока ветхое здание традиционного уклада нашей цивилизации с большим треском разрушается (отсюда и все те трагедии, о которых каждый день до нас доносят СМИ), бахаи строят новый дом — совершенный дом, с Божественной архитектурой, — а также стараются донести до других людей весть об этом доме и о том, что все могут принять участие в его строительстве. Поскольку в Вере Бахаи нет профессиональных проповедников, долг распространять Веру (или, как часто говорят бахаи, «обучать Вере») лежит на каждом верующем. Способов для этого много, но они должны быть достойными — Бог не приемлет принципа «цель оправдывает средства».

«Улучшение мира достижимо при помощи чистых и добрых дел, посредством похвального и благородного поведения» (Бахаулла).

 

Благородное поведение

В обществе распространено мнение, что жить по заповедям Божиим для большинства людей невозможно — это достижимо лишь для отдельных выдающихся личностей, которых принято называть святыми; а поэтому обычные люди могут и не особенно придерживаться этих заповедей. В результате религия вырождается в пустую оболочку и становится разновидностью национальной принадлежности или культурной традицией.

Но законы Бога устанавливаются для всех людей, а не для отдельных личностей. Преобразовать мир можно только приведя его моральное и духовное состояние в соответствие с Божественными установлениями. Поэтому норма жизни для бахаи — целомудренная и святая жизнь. Разумеется, это не значит, что бахаи считают себя лучше других, рассматривая себя как святых. Это значит лишь, что они стремятся к тому, чтобы жить в соответствии с высочайшими моральными нормами, установленными Верой Бахаи, и выполнять все законы Веры. А насколько каждому из нас это удаётся, знает лишь Бог. Человек не может достичь полного совершенства; то, что от нас требуется — это встать на этот путь и пытаться идти по нему, проявляя усилия.

Законы учения бахаи изложены Бахауллой в Китаб-и-Агдас (Наисвятой Книге).

 

Духовные практики

В Вере Бахаи, как и во всех религиях, необходимыми средствами для духовного роста являются молитва («разговор с Богом», «пища для души»), медитация и пост. Молиться можно и своими словами, но бахаи предпочитают пользоваться Божественными текстами, имеющими особую силу — подобно тому, как христиане читают молитву «Отче наш», явленную Христом, а мусульмане — «Открывающую» молитву (первую суру Корана), открытую Мухаммадом. Баб, Бахаулла и Абдул-Баха явили множество молитв на все случаи жизни; Бахаулла также оставил на выбор три варианта обязательной молитвы, которую надо читать ежедневно (это как бы минимальный уровень нашего «духовного питания»); все остальные молитвы верующие могут читать по желанию.

«Самая суть религиозной веры есть мистическое чувство единения человека и Бога. Это ощущение духовной общности с Богом достигается и поддерживается путём молитвы и медитации» (Шоги Эффенди).

Под медитацией понимается глубокое размышление, прежде всего над смыслами Священных Писаний. Поэтому, в частности, одной из обязанностей бахаи является чтение божественных текстов; ежедневно утром и вечером они стараются прочесть хотя бы небольшой отрывок и поразмыслить над ним.

Что же касается поста, формы которого бывают весьма различны в разных религиях, то в Вере Бахаи пост представляет собой 19 дней в начале весны, в течение которых бахаи воздерживаются от питья и еды с восхода до заката солнца (а если они живут в местах, где дни или ночи затягиваются, то могут определять для себя период воздержания по часам — скажем, с 7 утра до 7 вечера). Пост рассматривается как период, когда человек может больше, чем в остальные дни, посвятить себя Богу, когда у него появляется больше времени для молитв и медитаций; наконец, когда он может довольно простым способом проверить себя на стойкость в соблюдении по крайней мере одного закона Веры и, соответственно, на преданность Богу. При этом довольно большой категории людей можно не поститься (женщины во время беременности, кормления и в «особые дни», дети, больные, путешествующие, слабые, старые; и даже сильные и здоровые, но занимающиеся тяжёлым трудом).

Для примера ниже приводится текст короткой обязательной молитвы, которую явил Бахаулла, и текст небольшой молитвы о помощи, явленной Бабом.

1. «Свидетельствую, о мой Боже, что Ты сотворил меня, дабы я познал Тебя и поклонялся Тебе. Свидетельствую в сей час о бессилии своём и о Твоей мощи, о своей скудости и о Твоём обилии. Нет иного Бога, кроме Тебя, Помощника в опасности, Самосущного».

2. «Есть ли иной Избавитель от трудностей, помимо Бога? Скажи: Славен будь Бог! Он есть Бог! Все слуги Его и все следуют Его велению».