Помимо основополагающих духовных истин, общих для всех основных религий, Учение Бахаи содержит новое Божественное знание и провозглашает новые законы и принципы, необходимые человечеству в нашу историческую эпоху.

Последователи Веры Бахаи (они так и называют себя – бахаи) считают, что существует, по сути, одна вечная и постоянно развивающаяся религия – это Вера в единого Бога, знание Божественных истин и законов, постепенно раскрываемое Богом по мере развития человечества.

"Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены. Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел" (Бахаулла).

Каждое Откровение Посланников Бога – таких как Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Мухаммад или Бахаулла – является развитием предыдущего Откровения и закладывает основу для последующего. Внешняя их форма меняется, но внутренняя суть неизменна – подобно тому, как из завязи развивается цветок, а из цветка – плод.

“Бог посылает Своих Пророков людям с двояким умыслом. Первый – освободить детей человеческих от тьмы невежества и вывести их к свету подлинного понимания. Второй – обеспечить человечеству мир и покой и подать все средства, коими они могут быть установлены.
В Пророках Божиих следует видеть врачевателей, чей долг – заботиться о благоденствии мира и его народов. Что же удивительного в том, что лечение, предписанное врачом сегодня, отличается от предписанного ранее?” (Бахаулла).

Исходя из того, что все религии – составляющие единого процесса духовного развития человечества, каждый человек, становясь бахаи, признает Божественное происхождение других религий. При этом он не только не отрекается от своей прежней веры, но, напротив, считает, что поступает как истинный ее приверженец, поскольку с приходом Бахауллы исполнились пророчества всех религий о грядущем пришествии Обетованного. В переводе с арабского "Бахаулла" означает "Слава Божия", или "Величие Бога".

"Его предназначение состоит в том, чтобы возвестить об окончании младенчества и детства рода человеческого, о том, что потрясения, связанные с переживаемым человечеством периодом отрочества, подготавливают его к медленному и мучительному вступлению в период зрелости и возвещают о приближении того Золотого Века, когда мечи перекуют на орала, когда утвердится обещанное Иисусом Христом Царствие и мир на планете будет прочен и постоянен" (Шоги Эффенди).

Человечество едино. Все люди равны перед Богом. Он не делает различий между людьми. Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.

"Вы – плоды с одного древа и листва с одной ветви. Относитесь же друг к другу с величайшей любовью и кротостью, дружелюбием и товариществом. Дневное Светило истины есть Мой свидетель! Свет единства столь могуществен, что может осиять всю землю" (Бахаулла)

Единство, к которому призывают бахаи – это единство в многообразии. Различия – не повод для разногласий. Человечество можно сравнить с прекрасным садом, красота которого – именно в различии произрастающих там цветов, и глупо было бы превращать его в единообразную плантацию.

На всем протяжении своей истории люди последовательно объединялись на всё более высоком уровне: вначале на уровне семьи и племени, потом – на уровне города-государства, нации; наконец, уже возникают объединения, включающие в себя несколько стран, где люди чувствуют себя как в одной стране. Следующий неизбежный шаг в развитии человечества – объединение на всемирном уровне, которое даст возможность сосредоточить усилия всех землян на решении проблем глобального характера.

"Благополучие рода людского, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство" (Бахаулла).

Вера Бахаи – первая религия в истории человечества, которая недвусмысленно провозглашает и последовательно проводит в жизнь принцип равноправия женщин и мужчин.

"Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца" (Абдул-Баха).

В Писаниях Бахаи мужчина и женщина сравниваются с двумя крыльями одной птицы. Птица человечества не может лететь в полную силу, пока одно крыло развито меньше, чем другое, то есть пока женщины находятся в приниженном положении по отношению к мужчинам. Поэтому мужчины не в меньшей степени должны быть заинтересованы в развитии женщин, чем сами женщины.

Почти полтора века назад, еще до начала суфражистского движения в Америке и Европе, женщины – последовательницы Баба (Предтечи Бахауллы) начали в соответствии с Его учением борьбу за свои права в исламском Иране, где на женщину смотрели лишь как на имущество. Среди них была выдающаяся поэтесса Тахири, пожертвовавшая своей жизнью на пути Бога.

"В наступающем веке чаша весов склонится в сторону женских идеалов, а точнее говоря, мужская и женская составляющие цивилизации будут более уравновешены" (Абдул-Баха).

"Хвала Богу, Перо Всевышнего упразднило различия между слугами Его и служанками, и, совершенными щедротами Своими и всеобъемлющей милостью, даровало всем людям равный чин и положение" (Бахаулла).

"Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится лишь предрассудком, ибо противоположность знанию есть невежество" (Абдул-Баха).

Поскольку истина едина, не может быть такого, что некое суждение с научной точки зрения истинно, а с богословской – ложно, или наоборот. Оно либо истинно, либо ложно.

Наука и религия – два способа постижения истины. Научные факты – это истины, открытые нами самими, с помощью разума, дарованного нам Богом. Необходимое нам знание о духовной реальности и Божественных законах, которое находится за пределами возможностей научного поиска, непосредственно ниспосылается нам путем Откровения, через Учения Посланников Бога.

Религия, отрицающая разум и науку, становится суеверием; но и научное мировоззрение, отрицающее такую важнейшую часть реальности, как Бог, ущербно.

"Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма".

"Когда религия, отбросив суеверия, косные и нелепые догмы, явит свое согласие с наукой, в мире возникнет великая объединяющая и очищающая сила; с войнами, разногласиями, раздорами и конфликтами будет покончено навсегда, и человечество объединится силой Божественной любви"

(Абдул-Баха).

"В сей День сущность Веры в Бога и Его религии – дабы различные общины земли и многочисленные вероучения никоим образом не порождали среди людей ни малейшего чувства вражды. Сии установления и законы, сии непреложные и могущественные учения исходят из одного Источника, они – лучи одного Света. Отличия же их друг от друга объясняются разными потребностями эпох, в кои они были проявлены... Религиозный фанатизм и ненависть суть огонь, пожирающий мир, ярость его неукротима" (Бахаулла).

"Религия должна объединять сердца, устранять войны и раздоры с лица земли, быть источником духовности, дарить свет и жизнь каждой душе. Если религия станет причиной антагонизма, ненависти и разрушений, то лучше обходиться без нее, и отчуждение от такой религии было бы истинно религиозным шагом. Ибо ясно, что предназначение лекарства – нести выздоровление, но если оно лишь усугубляет страдания, лучше его не принимать. Любая религия, не ведущая к любви и согласию – не есть религия" (Абдул-Баха).

"О дети человеческие! Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между людьми. Не позволяйте, чтобы он превратился в источник раздора и распри, ненависти и зависти" (Бахаулла).

Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину. Он сам несет ответственность за свой духовный путь. С учетом этого в наш просвещенный век людям более не нужны посредники между ними и Богом. В Вере Бахаи нет профессиональных служителей культа.

При этом "...если мы искренне желаем отыскать истину, нам следует отречься от собственных предубеждений и предрассудков. Пока в сознании своем мы не будем отличать догмы, предрассудки и предубеждения от истины, мы не добьемся успеха. Когда мы всерьез настроены найти что-нибудь, мы ищем это повсюду... Свет хорош, в какой бы лампе он ни горел! Роза прекрасна, в каком бы саду она ни росла! Звезда сверкает везде одинаково, будь она на Востоке или на Западе. Освободитесь от предрассудков, тогда вы полюбите Солнце Истины, в какой бы точке Горизонта Оно ни всходило! И вы поймете, что если Божественный свет истины явился в образе Иисуса Христа, то он горел и в Моисее, и в Будде... Мы не должны допускать, чтобы любовь к какой-либо одной религии или к какой-либо выдающейся личности настолько нас ослепила, что мы оказались бы в плену предрассудков... Поскольку истина едина и неделима, разногласия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Если бы люди искали истину, они проложили бы путь к единству" (Абдул-Баха).

"В День, когда все народы земли соберутся воедино, каждого представшего перед Богом спросят: "Почему не поверил ты в Красоту Мою и отвернулся от Меня?", и если такой человек ответит: "Все ошибались, и не нашлось никого, кто обратил бы лицо свое к Истине, посему и я, следуя их примеру, постыдно упорствовал в непризнании Красоты Предвечного", то подобный довод, разумеется, не будет принят. Ибо вера всякого человека не зависит от других, а только от него самого" (Бахаулла).

"Законы... современной цивилизации способствуют тому, чтобы отдельные люди накапливали огромные, ни с чем не сравнимые состояния, а большинство людей терпело нужду, лишения и пребывало в бедности. Это противно справедливости, человечности, праву; это верх беззакония, прямая противоположность тому, что угодно Господу" (Абдул-Баха).

Для решения этих проблем недостаточно совершенствования экономической системы и структур социального обеспечения, хотя в Писаниях Бахаи подчеркивается важность этого и даже упоминаются некоторые конкретные методы, такие как участие работников в прибыли предприятия. Нарушение принципа справедливости в сфере труда и потребления – результат человеческой алчности, эгоизма и духовной незрелости. Без учета духовной природы человека любая, даже самая продуманная экономическая система окажется недостаточно эффективной с точки зрения обеспечения социальной справедливости (тем более что эта проблема остро стоит и на международном уровне – в отношениях между богатыми и бедными странами). Преобразить же внутренний мир человека способна лишь религия.

"О СЫН ДУХА! Любимейшая из вещей в Моих глазах – справедливость; не отвращайся от нее, если стремишься ко Мне, и не пренебрегай ею, дабы Я мог доверять тебе" (Бахаулла).

"Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношение всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка – родной и международный" (Абдул-Баха).

"О члены законодательных собраний мира! Изберите единый язык, дабы пользовались им все на земле, и примите также общую письменность... Сие послужит делу единения, когда бы вы ведали о сём, и станет величайшим средством установления согласия и продвижения цивилизации, о если бы вы уразумели!" (Бахаулла)

Интересно, что вскоре после того, как Бахаулла явил эти строки, доктор Заменгоф приступил к созданию эсперанто – самого распространенного в настоящее время искусственного языка международного общения. Дочь Заменгофа Лидия была бахаи. Абдул-Баха писал: "Необходимо оценить по достоинству язык эсперанто, ибо это – начало осуществления одного из важнейших принципов Бахауллы, но следует продолжить работу по его улучшению и совершенствованию".

Среди бахаи сравнительно много эсперантистов (и наоборот), но у бахаи нет обязательств ни перед каким языком; в частности, в самой Всемирной общине бахаи в качестве языка международного общения используется английский, но это отнюдь не означает, что это тот самый язык, который имел в виду Бахаулла. Выбор такого языка – дело будущего, причем Бахаулла указал, что это событие явится одним из знамений окончательного вступления человечества в пору зрелости.

Всеобщий мир и согласие на планете не только возможны, но и неизбежны. Они явятся результатом всевозрастающей духовности и будут поддерживаться с помощью специально созданных международных (надгосударственных) институтов.

Бахаулла еще в 60-х годах XIX века писал тогдашним земным властителям:

"Соединяйтесь, о цари земли, ибо сим усмирится буря раздоров среди вас, и народы ваши обретут покой, когда бы вы вняли сему. А если кто-либо из вас поднимет оружие на другого, восстаньте все на него, ибо сие есть явная справедливость".

Он говорил, что должна быть "...повсеместно признана насущная необходимость созыва широкого всеобъемлющего собрания. Правители и государи земли должны войти в него и, участвуя в его работе, искать пути и средства, что приведут к установлению всеобщего Великого Мира между людьми. Такой мир настанет, если Великие Державы во имя спокойствия народов земли согласятся на полное примирение друг с другом. А если один властитель поднимет оружие на другого, все должны сплоченно выступить и остановить его".

Человечеству пришлось заплатить десятками миллионов жизней за пренебрежение Его словами, и лишь сравнительно недавно оно начало понемногу и нехотя следовать Его совету, вынужденное создавать то, что называется "системой коллективной безопасности". Но это только начало.

Скоро народы и правительства мира вынуждены будут осознать необходимость более последовательных шагов на пути к единству человечества. Созданная ими мировая система будет подобна безжизненному, хотя и единому, телу, которое, как в сказке, соединилось в одно целое из прежде разрозненных частей под действием "мертвой воды". Далее потребуется вдохнуть дух в это тело, и это – задача бахаи, у которых есть "живая вода" – Откровение Бахауллы.

"Жизненные устремления каждого из нас тесно связаны с интересами всех людей; не личное спасение нас заботит, а спасение всего человечества... Наша цель – построение мировой цивилизации, которая, в свою очередь, окажет влияние на духовный облик каждого человека" (Шоги Эффенди).

    

Следующий раздел:
БОГ, ПРОРОКИ И ЧЕЛОВЕК