Мирза Хусейн Али Нури, более известный под именем Бахаулла (произносится с ударениями на второе и третье «а»), родился в 1817 году в очень богатой и знатной семье, происходившей из Мазендарана, иранской провинции на южном побережье Каспия. Отец Бахауллы был шахским министром; после смерти отца Мирзе Хусейну предложили занять его место, но Он отказался, предпочитая заботиться о братьях и сёстрах и заниматься благотворительностью, благодаря которой Его прозвали «отец бедных».

Родовой дом Бахауллы в селении Такур (округ Нур иранской провинции Мазендаран).

Вскоре после провозглашения Своей миссии Баб направил специальное послание Мирзе Хусейну, Который без колебаний примкнул к Его Делу и принялся распространять Его учение. В 1848 году Мирза Хусейн организовал конференцию баби в деревне Бадашт, ставшую этапным событием в истории веры баби; на этой конференции Он принял имя Бахаулла («Слава Божия», или «Величие Бога»), подтверждённое Бабом. С началом массовых гонений в 1852 году Бахаулла был брошен в мрачную подземную тюрьму Тегерана. И именно здесь Он впервые ощутил нисходящие свыше слова Божественного Откровения.

В ходе судебного разбирательства была выявлена полная непричастность Бахауллы к покушению на шаха. Несмотря на это, Он был приговорён к изгнанию из родной страны, а Его богатства и имения были конфискованы. Вежливо отклонив предложение российского посла о политическом убежище в России, в январе 1853 года Бахаулла с семьёй направился в Багдад (в Ираке, тогда принадлежавшем Османской Империи). Одновременно правительство Ирана приняло меры к прекращению резни бабидов, так как эти события привели к тяжёлому кризису в стране.

В Багдаде Бахаулла вскоре стал признанным главой общины баби, в результате чего обескровленная, казалось бы, религия начала возрождаться. Это вызвало обеспокоенность иранского правительства, которое принялось оказывать давление на Османскую империю, чтобы Бахауллу перевели подальше от границ Ирана. В итоге турецкие власти предложили Ему выехать в столицу империи Константинополь (Стамбул). Перед Своим отъездом в апреле 1863 года Бахаулла впервые объявил группе сподвижников о том, что Обещанный Бабом («Тот, Кого явит Бог») явился в Его лице. Это событие произошло недалеко от Багдада, в загородном имении одного из почитателей Бахауллы. Бахаи прозвали это имение «Ризван» («Рай») и с тех пор отмечают 12 дней начиная с 20 или 21 апреля (в зависимости от астрономической даты весеннего равноденствия) как непрерывный одноимённый праздник — Ризван.

Тадж — головной убор Бахауллы, который Он стал носить после объявления о Своей миссии.

Однако в столице Бахаулла пробыл недолго. Персидское посольство в Константинополе усердно старалось очернить Бахауллу; появились у Него и другие недоброжелатели. В итоге по предписанию правительства Бахауллу с семьёй и группой приверженцев выслали сначала в Эдирне, или Адрианополь (в европейской части Турции), а через несколько лет, решив подвергнуть более суровым условиям содержания, — на вечное жительство в отвратительный по климату город-крепость Акку (в Святой Земле — Палестине).

Крепость города-тюрьмы Акки, в казематах которой Бахаулла с семьёй и группой приверженцев провёл 2 года.

Именно из этих городов Он открыто возвестил миру о Своей Миссии, направив монархам и правителям величайших держав мира, а также некоторым религиозным лидерам послания, в которых провозглашал Своё Откровение. Впрочем, они не откликнулись на Его зов, хотя достоверно известно, что послания дошли до адресатов. Лишь королева Великобритании хотя бы уважительно отнеслась к посланному ей письму; и почему-то лишь её династия из числа тех, представителям которых писал Бахаулла, сохранилась до наших дней, а все прочие пали в течение нескольких десятков лет при самых трагических обстоятельствах (речь об императоре Наполеоне III, а также царствующих домах России, Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Персии).

Вышло так, что Бахаулла в итоге явился с востока на Святую землю иудаизма, христианства и ислама, причём сделал это не по Своей воле, так что едва ли Его можно упрекнуть, скажем, в попытке «подстроиться» под библейские пророчества. Отныне Палестина стала Святой землёй и для Веры Бахаи, и с тех пор там неизменно находится Всемирный Центр Веры. (Государство Израиль возникло на этой земле много лет спустя.)

В Акку Бахаулла прибыл в 1868 году и жил там вплоть до Своей кончины в 1892 году, находясь на положении узника. Первые два года Он с семьёй и друзьями был заключён в крепостных казематах, претерпевая жесточайшие лишения; затем жил под домашним арестом в городе. Однако через несколько лет Бахаулла приобрёл такое уважение у населения и местных властей, что указ о Его строгом содержании фактически перестал выполняться, и остаток земных дней Он провёл в относительном благополучии, в загородных имениях Мазраи и Бахджи (в Бахджи теперь находится Его гробница — самое святое место для бахаи).

 В центре фото — Гробница Бахауллы в Бахджи (недалеко от Акки), самое святое место для Его последователей. На заднем плане особняк, в котором Он провёл последние годы жизни.

В Акке Бахаулла сформулировал основные законы и постулаты Своего Учения, которое стало отныне называться Вера Бахаи, а Его последователи стали именовать себя бахаи (это неизменяемое слово произносится с ударением на последний слог); здесь Он явил Китаб-и-Агдас — Наисвятую Книгу, а также ряд других Писаний. В завещании Бахаулла назначил Своего старшего сына Центром Завета, что защитило Веру Бахаи от раскола, которого не смогла избежать ни одна из предыдущих религий.

Особняк и Святилище Бахауллы в окружении мемориальных садов.

    

Следующий раздел:
АБДУЛ-БАХА — ЦЕНТР ЗАВЕТА